Интерактивное обучение

Особенности данной технологии

Современная жизнь требует активной творческой личности. Воспитать ее можно, лишь внедряя в педагогическую практику стратегии развития критического мышления. Такой подход созвучен концепции личностно ориентированного обучения и неразрывно связан с применением активных и интерактивных технологий.

» Читать далее...

Психологические условия оптимизации межличностного взаимодействия школьника

11-09-2018

Основой классического подхода Л. С. Выготского, развитого его последователями, является представление о взаимодействии социального и индивидуального. Согласно этому подходу индивидуальное развитие вообще нельзя понять без учета социального окружения личности. Большинство отечественных исследований прошлого века основывается на теории влияния социального взаимодействия на развитие индивида, является основополагающей теоретической позицией (первый классический подход). Значительная часть работ зарубежных психологов, посвященных соотношению социального взаимодействия и когнитивного развития в процессе совместного решения задач, опирается на труды Ж. Пиаже. Исследователь отдавал предпочтение изучению индивидуального развития, однако социальные факторы так же не игнорировал, в частности, рассматривал влияние социального взаимодействия на моральное и когнитивное развитие ребенка (второй классический подход).

В данных исследованиях процессы социального взаимодействия не рассматриваются как адекватная замена индивидуальной активности. Ж. Пиаже считал полезным для интеллектуального развития попытки решить проблему ровесниками посредством дискуссии - создания социокогнитивной конфликта. Результаты проведенных исследований подтвердили правомерность позиции исследователя - до того эффект был стойким.

Таким образом, существует две группы исследований, посвященных прогрессу когнитивного развития в результате взаимодействия при решении задач. Как Пиаже, так и Л. С. Выготский считали важной роль социального взаимодействия в когнитивном развитии. Однако существенные различия в их теоретических позициях. Во-первых, для Л. С. Выготского индивидуальная деятельность неразрывно связана с социальным, тогда как для Пиаже социальный мир может быть построен только на почве индивидуальной активности и развития. Во-вторых, Пиаже считал развитие прогрессивным процессом, который проходит определенную последовательность стадий в строго определенном порядке, поэтому последствия социального взаимодействия не могут привести к возвращению на более раннюю его стадию. Взгляды Л. С. Выготского на этот предмет менее определены и не содержат биологически обоснованного понятия развития. В-третьих, Ж. Пиаже убежден в полезности социального взаимодействия только между ровесниками: по его мнению, неровная взаимодействие, которое существует между взрослым и ребенком, может привести к тому, что ребенок согласится со сказанным ей, минуя стадию когнитивного воспроизведения, жизненно важным. Л. С. Выготский, наоборот, считал, что взаимодействие как со взрослыми, так и опережающими в развитии ровесниками приводит, вероятно, к когнитивного развития.

В результате исследования Г. А. Цукерман также пришла к выводу о том, что общение в группе сверстников "дает детям то, чего не может дать общение со взрослыми - критическое отношение к мнению, слов, действий людей". Экспериментальные доказательства того, что учебная кооперация способствует рефлексивному развитию младших школьников, представил и В. Рубцов. Изучение различных форм совместной деятельности показал, что они имеют большое значение для развития теоретического мышления и рефлексии. Рядом экспериментальных исследований, в частности Д. Б. Эльконина [7], В. В. Рубцова [16], Г. А. Цукерман [20], подтверждено, что для овладения различных мыслительных операций наиболее благоприятная ситуация совместного действия.


Смотрите также:
 Виды деятельности и творчество
 Понятие одиночества в старости
 Саморазвитие как созидание личности
 ПРОБЛЕМА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
 Роджерс Карл Ренсон (1902-1987)

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Поиск в архиве:

Советуем прочитать:

  • Всемирное тяготение
    Закон всемирного тяготений. Для раскрытия физического смысла законов Кеплера Ньютон должен был ввести понятие о силе и установить аксиомы движения.
    Читать далее
  • Борьба за гелиоцентрическое мировоззрение
    Учение Коперника в корне противоречило установившимся воззрениям, основанным на философии Аристотеля, «Альмагесте» Птолемея и библейских сказаниях, в которых постулировалась неподвижность Земли и положение её в центре мира. Гелиоцентрические воззрения, противоречащие непосредственному свидетельству органов чувств, во все времена преследовались, как несогласные с религией.
    Читать далее

Связь:

По всем вопросам и предложениям.

Обратная связь...

Статистика Сайта:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования